Совместный проект портала «Автомалиновка» и Центра антикоррозийной обработки KROWN.
Антикоррозийная обработка кузова для стран СНГ — не прихоть, а реальная необходимость. Частые перепады температур из плюса в минус и обратно, песчано-соляные смеси на дорогах, довольно высокая влажность — для металла это не сулит ничего хорошего. Раньше антикор ассоциировался с ужасным запахом, который выветривался неделями. Сейчас процесс идет совсем иначе. Как именно – мы узнали в белорусском авторизованном центре антикоррозийной обработки KROWN.
Подопытным автомобилем выступит Mazda 626. Несмотря на восемнадцатилетний возраст, машина в превосходном состоянии. Внешне следов ржавчины нет, родной пробег составляет девяносто тысяч километров, и такой цифре веришь — машина куплена новой и все это время находится в одной семье. Mazda тех годов известны не самыми прочными кузовами, которые быстро начинает грызть коррозия. Но конкретного экземпляра это, похоже, не коснулось.
Директор центра Алексей Мухлаев вводит в курс дела: «Большинство антикоррозийных покрытий в Беларуси предлагаются на основе мастики. Составы немного различаются, средство может быть разных цветов — от черного до желто-рыжего. Главное свойство этих материалов-создать прочный поверхностный слой. При использовании таких средств машину надо частично разобрать, идеально вымыть, просушить, зачистить очаги коррозии. Представьте, как трудно сушить автомобиль в теперешнюю погоду — надо воздушные пушки использовать. Если останется хоть капелька влаги или след ржавчины, то коррозия разовьется еще быстрее. Были случаи, когда всего за год появлялись дыры после неправильной мастичной обработки. Решение этой проблемы — делать мастичный антикор по возможности на новой машине сразу после покупки и у хороших специалистов, или приехать к нам в центр на авто с практически любой стадией коррозии».
Mazda, да еще с такой хозяйкой, вызвала большой интерес на сервисе: работники и руководство долго удивлялись состоянию машины |
Из объяснения становится понятно, что привычная обработка мастичным антикором — занятие долгое, сложное и в некоторых случаях рискованное, ведь можно сделать только хуже. Приехавшая на станцию Mazda 626, конечно, не тянет на янгтаймера. Но рисковать не хочется, к тому же хозяйке Юлии автомобиль нужен постоянно: нет возможности оставить транспорт на день-два, как требуется для привычной антикоррозийной обработки.
Линейка включает множество средств: например, есть для снятия солевого налета, для очистки колесных и тормозных дисков и масса других |
Центр предлагает совсем другую технологию: «KROWN — канадская компания с тридцатилетним опытом работы. Это важно, потому как в Канаде условия схожи с нашими. Сильные перепады температур: сегодня плюс десять, завтра такая же цифра со знаком минус – это нормально. А соли вообще высыпают раза в три больше, чем в Беларуси – мы сильно удивились, когда приехали туда и увидели сами. Специалисты KROWN разработали состав на масляной основе, в него входят несколько специальных компонентов — ингибиторов коррозии и других. Ингибиторы замедляют либо останавливают образование ржавчины. Масляная основа со специальными добавками хорошо растекается по поверхности: оставишь на металле каплю, и через день она расползлась в жирное пятно, причем это актуально и для вертикальной поверхности. Таким образом хорошо заполняются все скрытые полости».
Эту машину специально обрабатывали ровно до середины (на нише запаски есть метка), но видно, что со временем граница сдвигается все левее |
— Средство имеет очень хорошую адгезию — способность прилипать. Даже при нанесении на влажную поверхность он поменяется с водой местами и станет защитным барьером между металлом и внешней средой. Коррозия не может появиться без влаги. Если наносим антикор на ржавчину, то жидкость пропитает коррозию, пройдет сквозь нее, ляжет на металл и вытеснит частицы влаги. Тем самым процесс коррозии останавливается либо существенно замедляется — смотря какое состояние кузова. В этом заключается основная функция: мы создаем подушку между металлом и водой, — объясняет Алексей. — Также состав является диэлектриком — выдерживает пробивное напряжение до 39 киловольт, примерно как трансформаторное масло. Зачем это надо: в современных машинах много электроники, иона очень подвержена воздействию влаги — значит, нужна защита. Были случаи, когда зеркала не складывались — закисли механизмы. После нанесения KROWN они начинали работать.
Важный плюс этого средства — упрощенная подготовка и обработка машины. Вся процедура занимает два-четыре часа, и это с учетом двух моек (до и после), сверлением отверстий и самой обработкой кузова. Автомобиль должен быть чистым, мастера моют все участки, включая колесные арки: «Там тяжело вымывается грязь, да и на мойках редко ставится задача вымыть это пространство. Дальше вода сдувается, и начинаем обработку. Обращаю внимание: мы обрабатываем, помимо прочего, еще подвеску, все резьбовые соединения, топливные и тормозные трубки, электропроводку, датчики, петли, замки. Словом, KROWN — больше чем антикор. Это программа по защите авто от коррозии».
На верхнем фото — элементы подвески не покрывались антикоррозийным средством, на нижнем – ежегодно в течение шести лет проходили обработку |
Кажется, что еще немного, и в этой жидкости можно крещение проводить — звучит все очень хорошо, но мы те еще скептики. Для демонстрации серьезности своих заявлений KROWN пошла на интересный ход: компания взяла Mazda 6 2003 года и одну половину кузова обрабатывала средством, а вторую оставила как есть. Вцентре подчеркивают, что авто начали покрывать не сразу — только спустя семь лет эксплуатации. Седан особо не жалели, оно работал разъездной машиной на европейском центре бренда.
Ради пущей эффектности автомобиль с обработанной стороны затянули в пленку, а необработанную оставили как есть. Выглядит Mazda 6 удручающе: от арок мало что осталось, порог сгнил, элементы подвески все ржавые. Что с другой стороны? Конечно, под пленкой всей картины не увидишь, но заметны только небольшие вздутия, где коррозия все же появилась. В любом случае, это не сравнить с необработанной половиной кузова.
Эту модель Mazda не случайно выбрали: кузов у «шестерки» плохо сопротивляется коррозии |
— Если машину обрабатывать с момента выезда из автосалона, то и этих проблем не будет. Но надо следить за автомобилем, не красить поверх коррозии, раз в год наносить антикоррозийное покрытие, — уверены в KROWN. — В Канаде проводят еще более затратный эксперимент: взяли две абсолютно одинаковые новые машины, одну обрабатывают в течение трех лет, с другой ничего не делают, просто эксплуатируют. Затем проведут краш-тест, чтобы выяснить, насколько ухудшилась силовая структура машины. Опыт должен завершиться в декабре этого года.
В минском центре тоже любят эксперименты: в одну баночку положили металлическую губку для чистки кастрюль, в другую — такую же губку, но вымоченную в KROWN |
Ладно подержанные — но зачем обрабатывать новые машины? Они ведь с завода облиты антикором. «Во-первых, не все марки хорошо обрабатывают. Из нашего опыта скажу, что действительно качественное покрытие сразу есть у Audi, Volvo, Skoda. К остальным брендам порой имеются вопросы. Во-вторых, для наших условий заводской обработки недостаточно. Машины адаптируют под определенные рынки: увеличенная емкость аккумулятора, клиренс бывает чуть выше, подогрев сидений штатный и прочее, а вот о более качественном нанесении антикора почему-то забывают производители. К тому же цены на обработку приемлемые — на уровне комплекта ковриков для нового автомобиля», — рассказывает директор центра.
Резинки обрабатывают силиконовым спреем, чтобы сохранить их гибкость. Запах после разбрызгивания — как от фруктовой жвачки |
Алексей говорит, что в автомобиль обязательно нужно устанавливать пластиковую защиту арок, они же локеры. Без них вся грязь и соль летят прямо на металлические элементы, и покрытие долго не может держаться под такой нагрузкой: «Помню, сам десять лет назад делал обработку стандартным антикором, и в памятке потребителя мелким шрифтом было написано: на колесные арки, не защищенные подкрылками, не распространяется гарантия. Если они имеются, то мы не снимаем при обработке – очень легко сломать крепления, особенно в старых машинах. На качестве обработки это не сказывается: есть пистолеты с длинными насадками, можно залезть под любые подкрылки, не снимая их, а только слегка отогнув. Исключений всего несколько: Mercedes A-class и B-class, там надо знать нюансы. А также G-class — это принципиально другая машина, отличается от всех остальных. Обработали за год, кстати, около пяти G-class – довольно много, с учетом редкости и специфики таких автомобилей».
Просверленное отверстие потом закрывается заглушкой
После арок обрабатываются скрытые полости. Когда в дверях и порогах есть предусмотренные заводом-изготовителем отверстия, то жидкость заливается через них. В остальных случаях нужно сверлить дополнительные технологические отверстия. Зачем вообще лезть в тот же порог? «Они полые, там находится воздух. Из-за перепада температур образуется конденсат, который изнутри разъедает порог – да, эти элементы гниют в первую очередь не от внешнего воздействия, а от воды, которая конденсировалась из воздуха и все время там находится. Снаружи кажется, что все в порядке: подумаешь, мелкий жучок появился. Берешь отвертку, чуть придавливаешь, и она проходит насквозь», — говорят специалисты.
Подкапотное пространство тоже обрабатывается, но без двигателя и радиатора. Средство необходимо наносить каждый год — это не помазал и забыл. Если в дальнейшем менялись кузовные элементы, детали подвески, то мы бесплатно обрабатываем эти части. На второй год можно покрыть только подвеску, днище и арки, без скрытых полостей. Такой вариант дешевле, хотя нас канадцы ругают за это — мол, технология предполагает всегда полное нанесение.
Цены разбиты на семь категорий. Кроссоверы и внедорожники вынесены в разные группы – дело в рамной конструкции последних (Toyota Land Cruiser, Great Wall Hover). На нее уходит много антикора |
Вся линейка KROWN дружелюбна к окружающей среде. В Беларуси это не особо волнует людей, но в Европе и Америке имеет большое значение. Еще один важный бонус — полное отсутствие запахов: «Люди приезжают на антикор и сразу спрашивают, как быстро выветрится неприятный аромат: и самим неприятно ездить, и за детей переживают — все-таки здоровья от технических запахов не прибавится. А у нашего средства вообще нет запаха». Берем колпачок, в который плеснули немного KROWN, принюхиваемся – действительно, ничего. После обработки в первое время из-под капота будет идти небольшой дым — это испарение попавшего на двигатель и выхлопную систему антикоррозийного состава.
Неделю-две из машины вытекают излишки средства |
На сервисе вспоминают интересный случай: «Сделали обработку на машине, которая когда-то давно была покрыта обычной мастикой. Через пару недель приезжает владелец с претензией — говорит, мы забыли обработать днище. Открываем записи видеонаблюдения: все было сделано. Поднимаем машину и видим, что наше средство пропитало застывшую мастику, размягчило ее и фактически реанимировало. Объяснили клиенту, тот извиняться начал — не подумал совсем о таком эффекте антикора. В общем, все закончилось хорошо, да и мы всегда готовы показать, как что было сделано».
**
Антикоррозийная обработка закончена, довольная клиентка спешит по делам. Напоследок мастера предупреждают, что подтеки в первое время — абсолютно нормальное явление. Если авто хранится в гараже с плиткой на полу, то лучше пару недель хранить машину в другом месте – иначе может быть скользко. Покрытие таким составом выглядит намного любопытнее, чем дедовская мастика: запаха нет, элементы подвески под защитой, процедура не занимает несколько дней. В центре KROWN говорят, что этим же средством военные НАТО обрабатывают свою технику для консервации. А значит, на гражданские машины оно вдвойне подойдет.
«Автомалиновка» благодарит центр KROWN за помощь в подготовке материала.
Станислав ИванейкоФото: Алиса Зацаринная